Научиться актерскому мастерству на отдыхе, почему бы и нет?
В современном мире, где ритм жизни становится всё быстрее, а стресс – наш бесконечный спутник, многие из нас ищут способы расслабиться и восстановить силы. Отдых в нашем санатории – не только возможность забыть о повседневных заботах, но и шанс для личностного роста и развития. Сейчас всё больше людей выбирают необычные форматы отдыха, которые сочетают в себе приятное времяпрепровождение с пользой для души и тела.
Одним из таких форматов является обучение актёрскому мастерству в санатории вместе с Людмилой Смоляковой. Эти занятия позволяют совместить отпуск с развитием творческих способностей, улучшением коммуникативных навыков и повышением уверенности в себе. В этой статье мы познакомимся с Людмилой поближе, узнаем о секретных техниках, которые она использует в работе. Постараемся передать атмосферу, которая царит на ее уроках.
– Мила, расскажите о себе, о Вашем опыте преподавания актерского мастерства, работе в театре и кино.
– Я окончила Киевский университет культуры и искусств по актерской специальности. После этого мне, как лучшей студентке на курсе, предложили остаться там преподавать. Так началась преподавательская деятельность. Студенты, репетиции до ночи, параллельно диссертация (чтобы иметь право преподавания, я еще училась в аспирантуре). После было еще несколько других университетов, затем я начала вести тренинги. Так началась моя карьера. Преподавательская деятельность занимала почти все время, но параллельно были и съемки в кино, рекламе, сериалах, была и работа в театрах.
– Как проходит театральный курс? Расскажите подробно.
– В театральном курсе есть несколько направлений: постановка голоса и речи, актерское мастерство и декламация, эмоциональный интеллект.
-
На постановке голоса и речи всегда в начале идет философская часть – я объясняю слушателям, ЗАЧЕМ обычному человеку, который не занимается актерской деятельностью или озвучкой, надо заниматься своим голосом. Здесь люди обычно осознают простую истину – то, как мы звучим, очень сильно отображает нас миру. Определенный звук формирует определенные впечатления, так же как и определенная манера говорить. Далее мы начинаем техническую часть, очень подробно и последовательно: дыхание, опора в голосе (в вокале, в публичных выступлениях – это основа). Мы делаем упражнения, практики, движения. Есть много понятий, которые нужно освоить, и зачастую на это уходит не одно занятие.
-
Если гость хочет попробовать себя в актерском мастерстве и глубоко окунуться в эту тему, есть лекция, она достаточно короткая, но крайне информативная, для того, чтобы понять, как работает психика, когда человек играет роль, и что надо делать, чтобы этот процесс запустился. Есть и практически сложные материалы, допустим, сцена из «Тихого Дона» или «Чайки» А. П. Чехова.
-
Есть вариант занятия, где можно научиться читать стихи – я заранее подбираю материалы, далее мы вместе с гостями выбираем, что им нравится, а далее я рассказываю техники по прочтению стихотворений.
-
Эмоциональный интеллект – смежное направление, которое есть и в курсе «Самопознание» (о нём будет отдельная статья в Блоге) и в курсе «Актерское мастерство». Само понятие «эмоциональный интеллект» родом из психологии, но достичь его развития можно актерскими техниками.
Эмоциональный интеллект – это умение распознавать в себе те или иные эмоции, ведь порой человек сам не понимает, что именно он чувствует, затем умение выражать эти самые эмоции, а также умение распознавать эти чувства и состояния в другом человеке.
Можно сказать, что это упрощенный вариант занятия по актерскому мастерству. На нем каждый гость вытягивает карточку с какой-либо эмоцией, которую он должен сыграть с определенным текстом, а другие участники должны отгадать, что это была за эмоция. Такие занятия проходят весело и очень нравятся всем присутствующим. Конечно, это нужно увидеть вживую, чтобы понять и прочувствовать.
– Кому точно стоит посетить Ваши мероприятия и почему?
– Зависит это, конечно, от направления.
-
Постановка голоса нужна абсолютно всем, но не все знают, что это им надо ? Собственно, поэтому и существует та самая «философская часть» в начале занятия. Ответ на вопрос «А зачем оно мне?» у меня всегда один – это нужно каждому. У каждого человека есть голос, но большинство не знает механизмы его действия и как им управлять, и относятся к нему как к тому, что само по себе должно происходить, словно это как поесть или поспать. Но люди совершенно не знают, какие у них есть «кнопки», нажав на которые можно открыть в себе новые грани.
-
Актерское мастерство нужно прежде всего тем, кто когда-либо мечтал стать актером или планирует сделать это сейчас, находясь в подростковом возрасте (такие у меня тоже есть, и эти занятия – благодатная почва для их развития в этом направлении). Это надо тем, кто понимает, что в жизни мы тоже очень много играем, в хорошем смысле, и хотят понять саму технику и принцип этой игры для психики, освоить и применять в жизни. Нужно тем, кто хочет прокачать эмоциональный интеллект, это сейчас популярное направление в психологии. Необходимо тем, кто хочет просто провести весело время, поиграть, посмотреть, стать немножко ребенком, раскрепоститься, понять, что ты в безопасном пространстве и увидеть свои новые способности, которые не проявляются в повседневной жизни.
– Какие внутренние проблемы человека может решить театральный курс?
– Отвечу тезисно.
-
Голос. Решает задачи коммуникации, задачи уверенности. То, как мы звучим, отображает наше состояние. Допустим, выступая перед публикой, или в личной коммуникации, человек волнуется, и это слышно в голосе. Я рассказываю, как звучать так, чтобы этого не было слышно. Когда ты звучишь уверенно, это успокаивает и самого тебя, потому что это взаимосвязанные процессы. Сердцебиение, дыхание и голос взаимосвязаны. Если сердце бешено колотится, это слышно в голосе и дыхании. Но можно научиться уметь управлять этим, «ставить» свой звук на это дыхание, что дает нам постановка голоса. Когда на занятиях мы «раскрываем» настоящий голос человека, мы получаем настоящий кайф и удивление, ведь большинство людей и не знают, какой их природный голос. Мои техники дают раскрепощение, с их помощью можно стать более харизматичным, артистичным и эмпатичным. Это выход за рамки. Казалось бы, всего лишь досуг на отдыхе, но на занятиях гость получает очень важный опыт – увидеть себя другим, увидеть себя разным.
Еще одна очень важная фишка – работа со своими зажимами. Конечно, зажимы – это больше психологическая история, но с ними можно работать на физическом уровне. Допустим, те же зажимы гортани. Есть конкретные техники и упражнения, которые эти зажимы снимают.
– Какие книги или ресурсы Вы порекомендуете начинающим актерам для самообразования?
– Советовать книги об актерском мастерстве, это как советовать книги о хореографии. Это только практический навык, результат возможен лишь в том случае, если есть практика и регулярные занятия. Есть прекрасная техника Иваны Чаббак и её книга «Мастерство актера». Это современный тренер актерского мастерства, которая очень четко структурировала и конкретно практически описала в своей книге задачи и решения актерского искусства. Я думаю, если и начинать учиться, помимо практики, можно почитать ее книгу.
– Как Вы вдохновляетесь сами и вдохновляете своих гостей?
– Интересный вопрос. Учитывая, что времени и сил на какие-то сторонние источники вдохновения не так уж много остаётся, то в моем случае процесс вдохновения у нас с гостями взаимный. Я вдохновляюсь, когда вижу восторженные глаза, когда слышу благодарности, и когда вижу, что человек пришел одним, а вышел уже немного другим. Вот это меня максимально вдохновляет. И получается, я вдохновляю их, а они вдохновляют меня. Такой вот замкнутый круг вдохновения.
Гости вдохновляются, когда видят изменения в себе. Я помогаю им рассмотреть это на практике: «Смотри, вот сейчас ты такой, там звучишь так, а сейчас смотри, ты звучишь вообще по-другому. Ты уже другой, более уверенный, спокойный, интересный. Это всегда работает на 100%. Человеку нужен результат, который он может увидеть в моменте. В такие моменты он воодушевляется.